ГЛАВНАЯКАТАЛОГТЕСТЫ И ПУБЛИКАЦИИНОВОСТИГДЕ КУПИТЬ

Новый друг лучше старых всех. Акустические системы Acoustic Energy AE1 Classic. Акустические системы Acoustic Energy Reference1. «PRO High End» #07 [47] 2016

Источник: PRO High End

Посмотреть PDF-версию публикации

Acoustic Energy AE1 Classic и Reference1

Британская компания Acoustic Energy в следующем году отметит вот уже 30-летие, а ее дебютным продуктом в свое время стали студийные минимониторы AE1. Казалось бы — банальный shoebox и очередная, типичная для того времени попытка переплюнуть родоначальника жанра, LS3/5a, однако время расставило все по своим местам. Пожалуй, главной «изюминкой» тогдашней новинки стал НЧ-динамик, разработанный Филом Джонсом, диффузор которого, диаметром 90 мм, представлял собой сандвич из алюминия и его оксида (корунда), с максимальным ходом ±10 мм.

Динамик собирался компанией ELAC, что характерно — английской, а не немецкой с таким же названием. Твитер с магниевым куполом поставлялся Monitor Audio, частота раздела полос составляла 3 кГц, при этом сигнал для ВЧ-излучателя выделялся фильтром третьего порядка, а для НЧ — четвертого. Корпус был изготовлен из плит MDF толщиной 22 мм, на фронтальной панели имелись два порта фазоинвертора, настроенные чуть выше 50 Гц. Из других характеристик, пожалуй, самой примечательной была чувствительность в 84 дБ. Стоимость пары составляла $1500, это чуть больше трех тысяч сейчас с учетом инфляции.

Acoustic Energy AE1 Classic

В 1996 году выходит вторая версия этих мониторов, где самыми значительными изменениями стали уменьшенная до 6 дБ на октаву крутизна фильтрации и увеличенная до 89 дБ чувствительность. Третья версия образца 2003 го да получила уже радикальные отличия. Прежде всего, колонки потяжелели на 3 кг. Произошло это потому, что корпус теперь стал ком позитным, снаружи — 18 мм MDF, а внутри 5 мм стали, фронтальная же панель и вовсе была отфрезерована из алюминия и имела толщину 12 мм, а динамики крепились к ней на болтах изнутри. В качестве твитера использовался модифицированный Vifa Ring Radiator, а у вуфера появилась литая магниевая корзина и неодимовая магнитная система. Частота раздела полос составляла 2 кГц, использовались фильтры второго порядка и одна пара клемм. Порт фазоинвертора тоже остался только один, он стал больше и «переехал» на заднюю панель.

Десять лет назад решено было возобновить выпуск тех самых первых АЕ1, с логичной приставкой Classic. Массо-габаритные характеристики остались прежними, но теперь использовались фильтры третьего порядка и чувствительность составила 88 дБ. Наконец, 5 лет назад под руководством Мэта Спэндла была выпущена модель Reference1, с одной стороны — вариация на тему Mk III, с другой — совершенно новые АС. Корпус стал 3-слойным: 7 мм MDF/3 мм битума/5 мм MDF. Твитер получил акустическое оформление DXT — плод совместных изысканий Acoustic Energy и одноименной датской компании. Аббревиатура расшифровывается как Diffraction Expansion Technology и подразумевает наличие оригинального волновода, при котором использование дифракции существенно расширяет направленность излучаемых звуковых волн. Авторство этой технологии принадлежит Майку Томасу. Собственно говоря, эти две колонки мы и сравним.

Acoustic Energy AE1 Classic

Прослушивание

Признаться, меня никогда не привлекала идея писать об Acoustic Energy. Не потому, что мне не нравится продукция этого производителя, вовсе нет. Всё с точностью до наоборот. Просто на сегодняшний день это имя — без преувеличения легенда, а писать о легенде в возвышенных тонах — попытка приумножать тавтологии. Пытаться играть на контрасте — аллюзия на поиск пятен на солнечном диске. Плюс во всем этом незримо присутствует понимание, что оценочная шкала того, кто слушает, анализирует и пытается облечь результаты анализа в последовательность письменных знаков, может коренным образом отличаться от шкалы ищущих свой единственный и неповторимый звук. Впрочем, с ищущими все более или менее просто, но есть ещё когорта живущих в парадигме того, что «нынешний звук уже не торт», без привязки к бренду и времени. Для них слово «прогресс» — синоним ругательства, а каждая последующая модификация — отдаление от канона. Эта публика отчетливо проявляется желанием вставить свои пять копеек и, по выражению благородного Атоса, настойчиво пытается давать советы, о которых их не спрашивали, а по выражению профессора Преображенского — не может удержать в себе советы «космического масштаба и космической же глупости». Наверняка каждый из нас однажды встречался с подобными ценителями прекрасного и ревнителями аудиопуризма. К чему я упомянул их всуе? Да потому, что столько копий, сколько было сломано относительно AE1, хватило бы на дюжину крестовых походов, и ещё на демаркацию половины герцогств и марок средневековой Европы.

Всем когда-нибудь да хочется схлестнуться в рубке, ощущая себя неуязвимым для отточенных лезвий супостата, и потому я заряжаю «Burning Down» от Йорна Ланде периода его работы в коллективе Arc. Потрясающий коктейль адреналина и аудиовизуальных образов, от которых волосы встают дыбом и кисти рук сжимаются в надежде ощутить твердость клинка и прочность темляка. К слову, будучи весьма почитаемой персоной в рок-тусовке, наверняка Йорн имеет немало тайных злопыхателей, потому как его каверы почти всегда на порядок интереснее оригиналов. Как минимум, имеют место быть в качестве альтернативы. Classic чеканят пронзительный роквокал, сдабривая его той долей экспрессии, без которой рок вырождается в сладкую попсу, а ритмический рисунок выглядит скорее издевкой, нежели неотъемлемым атрибутом гимна нонконформистов. Reference многое унаследовали от своих предшественников, но многое явили миру впервые. Легкий материал НЧ-диффузоров способствует тому, что «единички» становятся обладателями практически самого быстрого баса из всех систем, что довелось мне слышать. Да, они не вминают диафрагму до позвоночного столба, чего, в общем-то, было бы сложно ожидать от полочных систем, но они столь мастерски передают барабанные соло, что я начинаю теряться. Мне всегда казалось, что для этого нужны, как минимум, студийные мониторы с 12-дюймовыми басовиками. Дудки. Все, оказывается, зависит от мастерства повара.

Acoustic Energy Reference1

«Lamento di Apollo» в исполнении солиста Buenos Aires Madrigal — удивительная смесь проявления потрясения и прострации, способная тронуть сердце даже в век, когда мужские слезы стали постыдны. Безукоризненная малая форма с явным заимствованием от средневековой романески, причудливо приправленная пронзительными звуками бандеона. Для суровых мужчин от Гардарики до Даурии. И, возможно, чуть дальше,— где земля обрывается в океан. Classic бесспорно хороши. Хороши настолько, что хочется широким жестом метнуть веер купюр и сказать: «Заверните. Нежно. И доставьте». Хочется, но... Referenсe делает все то же самое, только чуть тоньше, чуть более артикулированно. И в общем-то кажется, что смысла менять одно на другое и нет. Вот только если послушали Referenсe, обратно переключать уже и не хочется. Прав был тот, кто сказал, что лучшее — враг хорошего.

«Where are you going» мага и повелителя струн Криса Джонса, словно входной билет в мир настоящего, взаправдашнего гитарного звука. Преломленная процессором басовая струна заставляет симпатически выталкивать столб воздуха из фазоинвертора низкочастотный динамик. Обертоны нижних струн отдаются звоном высокочастотника.

Acoustic Energy Reference1

Classic изумительно передают и тембры акустического «лэйквуда», и атаку струны. Кажется, что инструмент живет своей жизнью, порождая затейливые пассажи без малейшего усилия со стороны гитариста. АС вытягивают каждую ноту с послезвучиями. Это по-настоящему красиво. Но в исполнении Referenсe, кажется, оживают даже паузы между нотами. Инструмент обретает сустейн, и ноты повисают в воздухе, как предрассветный туман над рекой.

«Love Bites» вечно молодых Def Leppard заставляет озираться вокруг в поисках сабвуфера. Несмотря на то, что перкуссия электронная, Classic выдают не свойственный полочникам бас, приличествующий, скорее, напольным моделям. Но, подключив к усилителям Referenсe, я получаю возможность прочувствовать эстетику фирменных гитарных эффектов «леопардов», что свели с ума не одно поколение грезящих о гитаре пацанов. Это, черт возьми, чертовски здорово. Ловлю себя на мысли, что хотел бы пересмотреть «Шары ярости», используя Referenсe в качестве фронтальной пары (а может, и тыловой одновременно). «Let’s Get Rocked», одним словом!

Акустические системы Acoustic Energy AE1 Classic

Acoustic Energy AE1 Classic

Технические характеристики (по данным производителя)

  • Частотный диапазон, ±3 дБ: 70-22000 Гц
  • Рекомендуемая мощность усилителя: 75-200 Вт на 8 Ом
  • Чувствительность: 88 дБ
  • Импеданс: 8 Ом
  • КНИ, 200-20000 Гц: <0,3%
  • Габариты: 295 х 180 х 255 мм
  • Масса: 8 кг

Акустические системы Acoustic Energy Reference1

Acoustic Energy Reference1

Технические характеристики (по данным производителя)

  • Частотный диапазон, ±3 дБ: 45-40000 Гц
  • Рекомендуемая мощность усилителя: 50-250 Вт на 8 Ом
  • Чувствительность: 87 дБ
  • Импеданс: 6 Ом
  • КНИ, 200-20000 Гц: <0,3%
  • SPL: 108 дБ
  • Габариты: 310 х 190 х 280 мм
  • Масса: 10,5 кг

Контрольная система

  • SACD-проигрыватель EMM XDS1;
  • полный усилитель ATC SIA2-150;
  • сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
  • межблочные кабели inakustik Referenz Selection NF-1603;
  • кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

Вывод

Пытаться сравнивать Reference с предшественниками — все равно что пытаться приложить верхушку дерева к его корням. В случае удачи получится, как минимум, смешно и неэстетично… и все же, отринув схоластику, мне кажется, что новая реинкарнация «единицы» получилась весьма и весьма удачной. Сохранив классический звуковой почерк, она стала более универсальной, как в музыкальном плане, так и в плане используемых усилителей. Чувствительность АС позволяет использовать в усилительном тракте ламповые аппараты, в том числе однотактные усилители. Ну а если не нравятся однотактные, можно выбирать push-pull. Потому что, как мне кажется, главное в Acoustic Energy не тембры, не воздух, не телесность струнных и не золото духовых. Главное, что они могут подарить, — это подлинная свобода выбора. Выбора, что именно слушать, с чем и на чем. Разумеется, при условии, что слушать будут на Reference.

Владислав Чермошенцев

Источник: PRO High End

Посмотреть в каталоге: AE1 Classic | Reference 1

Вернуться назад